|
Что такое стрит-арт: интервью с уличными художниками. |
|
|
|
|
|
|
Интервью
подготовила:
Маша Крамар
Спикеры (художники):
Капитан Бритва, Москва.
Ame72,
Лондон.
Susie Garden (Strafe),
Мельбурн.
Incubus Project,
СанктПетербург. |
|
|
|
Если спросить «что такое стрит-арт» в
поисковике, то выпадет россыпь
определений от «провокации» и «хулиганского
искусства» до «эволюционных форм
граффити» и «особых форм погружения в
городское пространство». Не имея прочной,
а честнее сказать, практически никакой
теоретической базы в стране, стрит-арт
тем не менее живет полноценной тяжелой
жизнью уличного организма. В течение
декабря 2010 января 2011 г. в Москве
впервые пройдет выставка уличных
трафаретов. Не погружаясь в морфологию
понятия уличного искусства, T&P
побеседовали с участниками и
организатором выставки о границе между
граффити и стрит-артом, его роли в
современном искусстве и перспективах в
международном пространстве, об
общественном и политическом, о прошлом и
будущем. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Blop-art термин родился в 2000-х в Европе направление
поп-арта, направленного против современной культуры (Технологии,
Капитализм, Мода, Потребление). Blop слово, которое
используют в комиксах для описания резкого звука (хохота или
взрыва). Примеры
в социальных сетях. |
|
|
|
Что такое стрит-арт? Есть ли разница
между стрит-артом и граффити. Если я
вижу надпись A.C.A.B. на стене это
стрит-арт или граффити?
Капитан Бритва (Zuk club):
Стрит-арт это любое искусство,
созданное на улице и в рамках улицы. Под
стрит-артом можно понимать и уличных
музыкантов.
Susie Garden (Strafe): Оперируя
общепринятыми понятиями, стрит-артом
занимаются те художники, которые хотят
взаимодействовать не только с людьми,
которые ходят в музеи и галереи. Уличное
искусство обращено к другим людям, а не
к художникам. Стрит-артом сегодня может
заниматься каждый, не имея даже
художественных навыков. Каждый может с
помощью Adobe Illustrator сделать
наклейку. Граффити и стрит-арт это
искусство разного типа. Стрит-арт, как
правило, концептуален. Неподготовленный
зритель смотрит на граффити-тэг и не
понимает, что там изображено, в то время
как стрит-арт говорит на доступном и
понятном зрителю языке.A.C.A.B
зависит от стиля, которым он изображен;
я думаю, это ближе к граффити. |
|
|
|
|
|
|
|
Strafe |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Incubus Project: Сложный вопрос.
Из серии, что такое музыка? Уличное
искусство это диалог художника с
уличным пространством. |
|
|
|
|
|
Incubus Project |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ame72: Граффити (как называют это
медиа) о буквах, именах и шрифтах.
Стрит-арт же призван обратить внимание
общественности на определенные идеи
посредством трафаретов, наклеек,
плакатов, инсталляций и прочего.
Уличное искусство обращено к другим
людям, а не к художникам. |
|
|
|
|
|
ame72 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Дмитрий Красов: Большая часть
граффити-художников преследуют цель
красиво и качественно изобразить свое
имя. Стрит-арт работы могут быть
выполнены очень слабым владением
художественной техники, но с очень
сильным посылом. Это гораздо важнее. Я
не могу отвечать за все граффити в целом,
но, на мой взгляд, оно занимается
самоцитированием.
Игорь Поносов: Тут происходит
подмена понятий, поскольку под
стрит-артом и уличным искусством мы
подразумеваем форму «пост-граффити».
Люди, которые изначально занимались
граффити, естественным путем перешли в
сторону формирования образов, сюжетов и
наделения их концептом так и появилось
уличное искусство. Граффити это
шрифтовые композиции, где каждый
тиражирует свое имя, таким образом, он
продвигается внутри герметичного
сообщества граффити. А у уличного
искусства границы очень размыты: любая
активность от наклеек на светофорах до
интервенции в уличное пространство.
Брейк-данс тоже может попасть под это
определение. A.C.A.B. скорее можно
отнести к граффити, хотя это спорный
момент. Та же надпись их трех букв может
позиционироваться и как граффити, и как
стрит-арт. |
|
Дмитрий
Красов организатор международной выставки
трафаретов TRAFORO | exhibition of stencil art 2010,
руководитель Интернет-проекта «Трафарет нужен всем»,
художник, дизайнер.
Игорь Поносов составитель серии книг об уличном
искусстве в России
«Objects»; художник, куратор проекта «Стена» на
Винзаводе, критик, теоретик. |
|
|
|
|
|
Можно ли художнику заниматься
стрит-артом и обеспечивать себя?
Капитан Бритва (Zuk club): На
данный момент нет. Можно заниматься
оформлением, можно делать коммерческие
проекты для различных компаний, но это
уже не совсем уличное искусство. Если
речь идет о заработке именно в качестве
художника, правильнее, когда твои работы
покупают. |
|
|
|
|
|
Zuk club |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Susie Garden (Strafe): В России
очень сложно зарабатывать уличным
искусством, потому что уличная культура
очень молодая. Большинство людей в этой
стране ничего не знает про стрит-арт.
Incubus Project: Нет. Россия не
готова к своим уличным художникам. Можно
продавать футболки со своими принтами,
но это не имеет никакого отношения к
уличному искусству. Можно продавать
картины, но прожить на это невозможно. У
нас нет базы, нет единого стрит-арт
движения, нет сообщества. Уличным
искусством всерьез интересуются единицы.
Ame72: Я работаю и обеспечиваю
себя только как художник. Можно
зарабатывать хорошие деньги искусством,
но я бы не назвал эти работы уличным
искусством.
Как только уличное искусство переходит в
галереи, это автоматически становится
урбаном, поп-артом, современным
искусством, абстракцией, блоп-артом,
называйте как хотите, но не стрит-арт.
Можно
перечислить категории уличного искусства?
Наклейки, постеры, трафареты, граффити и
арт-объекты, например?
Капитан Бритва (Zuk club):
Некоторые считают, что стрит-арт это
перечисленные тобой техники. Это не так.
Это просто техники самовыражения.
Игорь Поносов: Как такового
разделения нет, общепринято разделять по
технике: трафареты, стикеры, постеры,
скульптуры. По содержанию нет как
таковых категорий, поскольку у нас мало
людей, занимающихся теоретизацией,
критикой и мониторингом всей сцены. Есть
направление «интервенция» это
вторжение в город, изменения предметов
городской среды. Например, перевернутая
скамейка или две скамейки поставленные
друг на друга.
Incubus Project: Если говорить
просто о манере исполнения, то на данный
момент в стрит-арте используют все, что
можно. Сейчас, по-моему, все на постеры
переходят. Лично я перешел.
Ame72: Уличное искусство может
быть в любом виде, каком хочет художник.
До тех пор, пока это на улице, это все
уличное искусство. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Уличное
искусство начинает «переходить» в
галерейный, академический формат: работы
Бэнкси продаются в галерее Нью-Йорка,
недавно была выставка лондонских
граффитчиков в Москве, выставка
трафаретов Traforo. Стрит-арт не
обманывает сам себя, если он изначально
был направлен на борьбу с
коммерциализацией, с консьюмеризмом, а
сейчас начинает зарабатывать деньги?
Дмитрий Красов:
Я не вижу ничего страшного в этом. Это
то же самое, что выкладывать фотографии
работ в интернет, фотография уже в
электронном формате, ее можно скачать
или отправить другу, а это уже
документация.
Капитан Бритва (Zuk club):
Наоборот, было бы здорово, если бы
галерейные художники начали заниматься
уличным искусством. Галерея как площадка
дает такой результат, который не может
дать улица, и наоборот.
Ame72: Если ты можешь
обеспечивать себя, делая любимое дело,
иди и делай его.
Susie Garden (Strafe): Хороший
вопрос. И я не знаю точного ответа.
По-моему, это наивное мнение, что мы
можем заниматься искусством без рынка
вообще, это невозможно. Есть художники,
которые выставляются в галереях и
продаются за безумные деньги, однако они
все равно найдут возможность поработать
на улице. Это компромисс.
Incubus Project: Нет ничего
вкуснее нового, как бы это не называли.
Это не обман, это развитие.
Игорь Поносов: Есть
сформированный арт-рынок, и он сейчас
скучноват. Нужна свежая кровь и энергия.
Кураторы и пытаются интегрировать
уличную энергию в галереи.
Влияет
ли развитие техник репрезентаций
уличного искусства на развитие
маркетинговых и рекламных технологий?
Игорь Поносов: Рекламные
агентства перехватывают методы
распространения информации быстрее, чем
сами уличные художники. Причем это все
делается силами этих же уличных
художников и граффити-художников, что
меня больше всего раздражает. Раньше ты
ходил и смотрел в пол, прячась от
рекламы, сейчас даже в пол не посмотришь.
У нас даже была инициативная группа из
двух человек, мы занимались
закрашиванием.
Если ты делаешь «искусство», пусть это
пока громко звучит, то не надо хотя бы
гадить.
Есть ли
шанс в законодательном плане приблизится
к Европе?
Дмитрий Красов: Шансов мало, но
всегда есть надежда. Если проект хорош и
интересен, официальное разрешение можно
попробовать получить. Сразу откровенные
работы или политические заявления никто
не разрешит. Вандализм во всех городах
вандализм. Просто в Европе выделяются
некоторые районы, где можно официально
рисовать. У нас это единицы официальных
площадок в стране. В Москве есть
площадка на ВВЦ.
Есть
крупные международные арт-выставки типа
FIAC в Париже,
FRIEZE в Лондоне, куда стекается
весь арт-бомонд, галерейщики, скупщики,
кураторы и т.д. Есть шанс у уличного
искусства быть официально представленным
на FIAC 2011 или 2012?
Дмитрий Красов:
Присутствие стрит-арт на подобного рода
мероприятиях будет обязательно. Эта
культура закрепится как некий пласт,
потом к ней будет теряться интерес,
затем возобновляться и т.д. Если
сегодняшняя аудитория начнет ценить
стрит-арт, то через 10 лет это будет уже
классикой для другого поколения.
Susie Garden (Strafe): Почему бы
и нет. Стрит-арт уже как старые новости.
Это мейнстрим.
Incubus Project: Разве они еще
там не представлены? Наверное, это из
серии взять или нет сноубординг в
олимпийские игры.
Игорь Поносов: Вполне возможно,
потому что сейчас спрос на уличное
искусство возрос. Конечно, все разговоры
о стрит-арте сводятся к фильму Бэнкси.
Его вклад даже не в сообщество уличных
художников, а в общую систему искусства,
он ее пытается взломать своими способами.
И он попадает в галереи по сути, он
даже смеется над этим, в то же время
зарабатывает деньги.
Ame72: Он уже представлен. |
|
|
|
|
|
|
|
Alexandre Farto |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Стало
модным задумываться о внешнем облике
города, вело-парковках, действиях нового
мэра в отношении городского убранства.
По
Генплану 2025 года порядка 70%
исторических зданий в центре Москвы
будет снесено. Как ты считаешь, это
повлияет на стрит-арт? У тебя будет не
кирпичная стена старого особняка, а
стеклянная панель или серый блок.
Капитан Бритва (Zuk club): Мне
кажется, не повлияет особо. На
современном здании особо не порисуешь,
везде камеры и усиленная охрана. Если
будут сносить здания, то, наоборот, на
них можно будет свободнее рисовать.
Susie Garden (Strafe): Я
предпочитаю, когда стена старая и
интересная, когда видно последствия
разрушения урбана. Когда видны следы
старых плакатов. Рисовать на новых
зданиях с огромными окнами выглядит
скорее как протест.
Incubus Project: Новостройки и
стрит-арт. Его просто будут стирать еще
чаще, чем сейчас. И бить по головам
гораздо чаще, так как охранников будет
больше.
Игорь Поносов: Я думаю, что все
влияет. Если посмотреть на европейские
тенденции, в Германии например,
достаточно жесткие штрафы за нанесение
надписей. Это формирует новый формат,
потому что художник должен максимально
быстро нанести рисунок. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Британский художник
Бэнкси окажет финансовую поддержку арт-группе «Война».
Как
сообщает BBC, художник направит вырученные с
онлайн-продажи работы средства
для освобождения
Леонида Николаева и
Олега Воротникова, арестованных 16 сентября 2010 г. по
статье 213 «Хулиганство». |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Акция
арт-группы «Война» в Санкт-Петербурге,
когда они нарисовали 60-метровый член на
Литейном мосту, который поднялся перед
окнами ФСБ. Это стрит-арт?
Дмитрий Красов:
Да. Вот именно то, что поднялось это
стрит-арт.
Капитан Бритва (Zuk club): Они
акционисты, это по определению уличное
искусство. Многие уличные художники
вышли из «граффити» и они продолжают
рисовать на стенах, но уже не граффити.
Сейчас под стрит-артом понимают
мейнстрим (пост-граффити), а «Война» не
вписывается в эту категорию. Здесь
совершенно другие мотивы.
Susie Garden (Strafe): Конечно.
Это другая форма стрит-арта, ближе к
перфомансу, к акции.
Incubus Project: Да, я живу рядом.
Это стрит-арт. Хорошее взаимодействие с
пространством. Встающий член! Разве это
не поэтично?
Игорь Поносов: Если расценивать
стрит-арт как форму пост-граффити, то
это стрит-арт. Его трудно отнести к
уличному искусству, потому что
выбивается своим политическим подтекстом.
Есть порталы, которые освещают уличное
искусство во всем мире, они регулярно
выкладывают акции «Войны». |
|
|
|
|
|
|
|
©zub4ik |
|
|
|
|
|
|
|
Выставка Traforo.
Капитан Бритва (Zuk club):
Удивило, что много работ на политическую
тему. Не припоминаю, чтобы была раньше
выставка трафаретов в Москве. Я
показываю свою работу: два изображения,
соединенные нитью. Нить имитирует лазер.
Susie Garden (Strafe): В Москве,
в России люди очень оригинальны, более
оригинальны, чем в Австралии. Я
показываю на выставке триптих Носорог,
на дереве. Я всегда делаю половину
фигуративного, половину абстрактного
изображения.
Incubus Project: Я ее еще не
видел, буду рисовать прямо на открытии.
Дмитрий Красов:
Во-первых, выставка международная:
присутствуют художники из Великобритании,
Австралии, Финляндии, России, Украины,
Белорусии. Во-вторых, выставка разбита
на условные тематические пространства:
социально-политическое, развлекательное
и т.д. Рекомендую посетить все площадки,
вход везде бесплатный, кроме одной
галереи, там вход 50 руб. Выставка
знакомит как можно большее количество
людей с трафаретным искусством. Поэтому
выбрана не одна площадка, а несколько
галерей и арт-кафе, университет печати.
Что
можешь пожелать стрит-арту и
современному искусству?
Капитан Бритва (Zuk club):
Стрит-арту желаю развития. Свободу «Войне».
Сейчас происходит очень интересный
момент, когда правительство начинает
притеснять арт-сообщество. Надо стоять
против этого, иначе ни к чему хорошему
это не приведет.
Дмитрий Красов:
Нет смысла терять время, на то чтобы
оправдать свою лень, нужно терять время
на то чтобы реализовывать свои идеи.
Игорь Поносов: Уличным художникам
хочу пожелать смелости и терпения
противостоять агрессивной среде. Мне
кажется в Москве очень агрессивная среда. |
|
Проект «ТРАФАРЕТ нужен всем» проводит международную выставку
«TRAFORO | exhibition of stencil art 2010» в Москве с 01
декабря 2010 по 11 января 2011 года. |
|
|
|
|
|
|
|